Торговые надбавки на лекарственные средства

06, Август, 2013

Постановлением №955 установлены торговые надбавки. Можно ли устанавливать их на более высоком уровне, чем это установлено, на лекарственные средства, изделия медназначения и сопутствующие товары, которые не входят в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения и в обязательный минимальный ассортимент. И как в таких случаях можно соблюсти п.39.15 Налогового Кодекса?

Речь идет о Постановлении КМУ от 17.10.2008 года №955. Этим документом действительно установлены рамки торговых надбавок для лекарственных средств и изделий медицинского назначения, которые включены в перечень основных и минимального ассортимента (социальных) для аптек, предельные надбавки при поставке и сбыте на уровне не выше 10% оптово-отпускной цены и предельные торговые (розничные) надбавки, которые не должны превышать: для цены до 100 гривен – 25%, от 100 грн. до 300 грн. – 23%, от 300 гривен до 500 гривен – 20%, от 500 гривен до 1000 гривен – 15%, более 1000 гривен – 10%.

Для лекарственных средств (кроме наркотических, прекурсоров, мед.газов и психотропных) и изделий медицинского назначения, цены (оптовые) на которые внесены в реестр оптово-отпускных цен на такие средства, закупаемые полностью или частично за счет государственных финансов, надбавка не может быть выше 10% от задекларированного изменения оптово-розничной цены с учетом пошлины, НДС и предельной торговой (розничной) надбавки не более чем 10% от закупочной цены с учетом НДС. Также норма содержит оговорку, что нельзя превышать размер внесенной в реестр цены в гривнах для любой существующей формы, вида или марки лекарственного средства.

Если же лекарственное средство и мед. изделие отечественного производства и цена на него менее 12 гривен за упаковку, государственное регулирование и вовсе отсутствует (если только такие средства не закупаются самим государством или за его средства).

Также существует утвержденный Постановлением КМУ Порядок №333, который определят сам механизм ценообразования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, подлежащие госрегулированию, для реализации на территории Украины.

Так, предельная поставочно-сбытовая надбавка определена Порядком как максимально допустимый размер этой надбавки, который может быть применен субъектом хозяйствования – оптовиком, при формировании цены. Причем, надбавка не может быть выше установленного размера, сколько бы операций по продаже субъект хозяйствования не провел.

А вот п.3 Порядка №333, установлена предельная надбавка, но уже при розничной реализации в аптечных сетях.

Из изложенного делаем вывод, что государством урегулированы надбавки для лекарственных средств и медицинских изделий, которые включены в Национальный перечень (Постановление КМУ от 25.03.2009 №333) и/или включены в минимальный ассортимент (социально-ориентированные) лекарственные средства и медицинские изделия (Приказ Минздрава от 29.12.2011 №1000).

Таким образом, если лекарственные средства и медицинские изделия не включены в данные перечни и те средства, которые произведены на территории Украины и оптово-отпускная цена которых ниже 12 гривен за одну упаковку, а также на сопутствующие товары, согласно с Перечнем по Приказу Минздрава от 06.07.2012 №498.

Налоговый Кодекс определяет, что такое «обычная цена» в п.п. 14.1.71. Там же содержится норма, в соответствии с которой, цена будет считаться в любом случае «обычной», пока не доказано обратное – т.е. установлена своего рода презумпция.

Рыночная цена налоговым кодексом определена как цена, по который товары передаются между независимыми покупателями и продавцами на добровольной основе, при полном взаимопонимании, о каком собственно, товаре идет речь и с пониманием, по какой цене продаются аналогичные товары в таких же экономических условиях.

«Обычную цену» нужно применять в случае совершения бартера, при сделках с аффилированными лицами, и при операциях с плательщиками, для которых установлен особый режим налогообложения или необычная ставка налога, или не являющихся плательщиками этого налога вовсе, кроме физических лиц не-предпринимателей.

Если же цена на товар / услугу подлежит госрегулированию, то обычной будет считаться цена, которая установлена таким регулированием.

Те товары, которые были ввезены на территорию Украины как импортные (либо реимпортные), обычная цена будет равнять рыночной цене, но не ниже таможенной стоимости товара, в соответствии с которой были уплачены налоги и сборы при «растаможивании» (п.39.13 НКУ).

В целях налогообложения учет доходов/расходов и иных показателей следует вести в соответствии с первичными документами, регистрами бухгалтерской отчетности и финотчетности, других документов, связанных с расчетом налогов и сборов, предусмотренных законодательством.

Когда доход получен плательщиком налога от продажи товаров аффилированному лицу, следует такой доход высчитывать исходя из договорных цен, но не менее обычных цен на такие товары. Делается это в случаях, когда договорная цена отличается более, чем на 20% от «обычной». Расходы, понесенные в условиях подобных сделок, определяют аналогично, но с учетом, что договорная цена не должна быть выше обычной (также при отличии цены более чем на 20% от обычной).  Положения п.п.153.2.3, 153.2.1., 153.2.2. НКУ также действуют, если операции проведены с лицами, которые не являются плательщиками этого налога или уплачивают его по другой ставке. Цена в таких случаях должна учитываться обязательно «обычная».

 А вот те цены, которые установлены с учетом Постановления №955 и других нормативных актов, ограничивающих торговую надбавку, не могут отличаться от «обычных» более, чем на 20%, так как они сами, в соответствии с п.39.10 НКУ являются «обычными». Цены же на лекарственные средства не включенные в Перечни, и цены на разного рода сопутствующие товары, могут отличаться от обычных. При их продаже в розницу через аптеки физлицам – не предпринимателям требований к применению обычных цен для расчета налогообложения не установлено.

В целом, доказывать, что цена на товар в соответствии с договором не является «обычной» и фактически занижена или завышено, обязана налоговая служба. При проведении проверки, налоговая может запросить, а плательщик обязан дать ответ, в котором обосновать уровень договорной цены или сослаться на норму п.39.14 НКУ. Налоговая с помощью обычной цены определяет налоговые обязательства, но всегда нужно помнить, что отклонение цены менее, чем на 20%, не может быть основанием для применения «обычных цен» при начислении налоговых обязательств.

Таким образом, избежать вопросов со стороны налоговых органов можно путем применения обычных цен в случаях, установленных НКУ, так, чтобы они не отличались от сложившихся на рынке цен более, чем на 20%. А если уж так произошло, необходимо учитывать это в налоговом учете и применять в целях налогообложения всё-таки обычные цены.

Google