Пожарные проверки в свете нового Кодекса

01, Август, 2013

Что нужно знать предпринимателям? Какими полномочиями наделены проверяющие органы пожарного надзора?

В предыдущей статье мы проанализировали новшества украинского законодательства, вступившие в действие с принятием Кодекса гражданской защиты населения, двух законов Украины и Постановления Кабинета Министров.

В данной статье мы попытаемся разобраться: изменились ли полномочия органов пожнадзора и как это повлияет на деятельность предпринимателей.

Казалось бы, что отмена разрешений на начало работ имеет право называться «революционной» новеллой в законодательстве. Так ли это?

Как отмечала пресс-служба Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, основными достижениями Кодекса есть введение норм, уменьшающих контроль и надзор в пожарной безопасности, полная отмена процедуры получения разрешений пожнадзора на начало работ и в исключительно судебном порядке приостановления работы хозсубъектов. И всё это — для упрощения ведения бизнеса в Украине.

Но, разве все предприятия получали эти разрешения ранее? Откуда же тогда в нашей стране такое количество нелегальных копанок, незаконно разрабатываемых карьеров, шлаковых отвалов? Вопрос риторический.

Все законодательные инициативы принимаются исключительно для законопослушных граждан, которые теперь станут подавать декларации соответствия, в том числе, конторы и офисы. А Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям по поданным декларациям  создаст свою обширную базу данных для осуществления своей деятельности и оправдания своих зарплат.  69 статья КГЗУ вновь наделила полномочиями госорганы пожнадзора по применению санкций за нарушение законодательства по пожбезопасности и подтвердила их право выписывать предписания и постановления. Всё это органы пожнадзора имели в своём распоряжении и прежде, до 1 июля.

Простой пример. ФЛП занимается розничной торговлей  печатных СМИ, канцтоваров и игрушек, имеет несколько арендованных прилавков в различных магазинах города и офис в арендуемой квартире. Подав декларацию на регистрацию, ФЛП должен быть готов к тому, что органы Государственной служба Украины по чрезвычайным ситуациям могут проверить все указанные в декларации торговые точки, а также его офис. По торговым точкам, возможно, всё окажется в порядке, если собственники магазинов, в которых они расположены, уже успели получить разрешение на начало работ. Можно даже предположить, что в таком случае пожнадзор в эти магазины не пойдёт. А вот в офис – обязательно, ведь владельцы квартир вряд ли станут подавать декларации. И получит наш ФЛП полную программу: решётки на окнах (первый этаж) сделать открываемыми, огнетушитель — в каждую комнату,  ещё — контур заземления: офисная техника ведь! Весь евроремонт: пластик на стенах, ковролин на полу, пенопласт на потолке – демонтировать, как материалы, выделяющие при горении ядовитые вещества и много дыма. Ещё расскажут, а то и пропишут в предписании, о необходимости приобрести и установить системы оповещения и пожаротушения. А на прощание настоятельно порекомендуют оформить годовую подписку на профильный журнал.

На устранение недостатков, указанных в предписании пожнадзора, хозсубъекту полагается календарный месяц.

Вызывают много вопросов и законодательные новации для преприятий/предпринмателей высокой степени риска.

Третьей частью 57 статьи КГЗУ и Постановлением КМУ за № 306 от 29 февраля 2012 года перечислены критерии оценки степени риска хоздеятельности, и определена периодичность плановых проверок органами пожнадзора: ежегодно – для хозсубъектов с высокой степенью риска; раз в три года – для средней и каждые пять лет — для незначительной.

 До 1 июля предприятия высокой степени риска могли выбирать, проходить ли им экспертизу у независимых экспертов либо же непосредственно в органах пожарного надзора. Теперь же проводить данную экспертизу имеют право лишь независимые эксперты, имеющие лицензию на право осуществления данной деятельности. В связи с этим можно с уверенностью прогнозировать массовый рост количества хозсубъектов, пожелавших заняться столь востребованной и «хлебной» деятельностью. Что неминуемо повлечёт за собой повышение стоимости и самой лицензии на осуществление этой деятельности, и стоимости экспертного заключения. Все обязательные средства пожаротушения: огнетушители, вторые (запасные) входы-выходы, пресловутые пожарные рукава, ящики с песком, лопаты и вёдра;  автоматизированные системы оповещения и пожаротушения должен приобрести и всегда иметь в наличии в рабочем состоянии хозсубъект высокой степени риска.  А ещё —  оплатить экспертизу, независимую и лицензированную. В конечном счёте, за всё это в очередной раз заплатят граждане Украины: ведь хозсубъект все свои затраты обязательно перенесёт на стоимость своих товаров/услуг.

Проверки пожнадзора, как и прежде, будут ежегодными: ничего не изменилось. А вот ответственность независимых лицензированных экспертов за выданное заключение как-то законодателем не прописана. Для сравнения: в России подобное экспертное заключение обходится предприятию в 500 тыс. — 1 млн. руб. (125 -250 тыс. грн.). Срок действия такой экспертизы – три года, и пожнадзор в течение этого времени законодательно лишился права проверять данное предприятие, потому что весь надзор за пожарной безопасностью осуществляет независимый лицензированный эксперт, выдавший заключение. И всю ответственность, в случае возникновения пожара, эксперт полностью разделяет с предприятием. У нас же такой эксперт, может только лишиться своей лицензии. А вот  мера ответственности эксперта и процедура лишения его лицензии законодателем не прописаны.  Пожнадзор, проверяя предприятие, нарушения и недостатки, без сомнения, обнаружит и предписание выпишет. И его необходимо будет исполнить обязательно, как того требует законодательство.

При написании данной статьи возникла мысль поинтересоваться статистикой проверок по родному городу Донецку. Зайдя на официальный сайт Донецкого городского управления  Главного управления Гостехногенбезопасности в Донецкой области, (http://www.donetsk.mns.gov.ua/content/normativnabaza.html), обнаружил отчёт о выполнении план-графиков плановых проверок объектов субъектов хозяйствования органами пожарного надзора Донецкой области в городе Донецке за прошлый 2012 год. Всего было проверено 5187 объектов хозсубъектов, в том числе: высокой степени риска – 2869; средней – 98, с незначительной – 2220. Отчёты за первое полугодие текущего года на сайте отсутствуют, а вот план-график плановых проверок на третий квартал – имеется. Запланировано 3026 проверок, из них 30 новостроек. То есть, только в одном третьем квартале планируется проверить немногим меньше объектов, чем за весь прошлый год. А ведь ещё будет четвёртый квартал! Думается, что это не случайно: с принятием «революционных дерегулятивных противокоррупционных» изменений законодательства, у органов пожнадзора настала «горячая пора».

За админсуды замолвим слово

 До 1 июля приостановить работу предприятия/предпринимателя можно было постановлением должностного лица территориального органа госпожнадзора.  С 1 июля ЗУ № 353 и КГЗУ лишают органы госпожнадзора такого права и передают это право исключительно административным судам (новая 183.6 статья КАСУ). То есть, админсуды наделяются полномочиями подтверждать или не подтверждать законность  принятых гопожнадзором решений. Правда,  хозсубъект тоже имеет право подать в админсуд заявление об отмене решения о приостановке работы предприятия, в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для вынесения данного решения перестали существовать либо отменены. Весьма сомнительно, что хозсубъектам понравится такая перспектива, особенно, с нашими судами…

К тому же, админсуды призваны защищать права, интересы и свободы физ/юрлиц от неправомерных действий и/или бездеятельности органов власти и местного самоуправления. А эти нововведения предоставляют админсудам право (или обязанность?) рассматривать споры по искам самой исполнительной власти, наделённой ещё и функциями контроля. То есть, власть судебная рассматривает иск власти исполнительно-контролирующей, защищая и отстаивая чьи права? Иными словами: судебная власть помогает исполнительной власти осуществлять контрольно-управленческую деятельность при помощи судебного производства. Это напоминает лишение депутатских мандатов судебным решением. Согласитесь, очень похоже: тому, что не согласуется с Конституцией Украины, админсуды призваны своими решениями придать легитимность. Ведь, согласно шестой  статьи Конституции, государственная власть в стране разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 124 Конституции: «суды осуществляют правосудие»; статья 55: «… обеспечивают функцию защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физ/юрлиц в области гражданских и хозяйственных правоотношений» (решение КСУ за № 1-рп/2008 от 10 января 2008г.).

К тому же, КАСУ и до принятия всех этих «революционных» законов предоставлял власти право обращаться в админсуды в порядке, предусмотренным законодательством. Какие уж тут новации, тем более «революционные»?

А предприятия/предприниматели лишены даже возможности обжаловать решение админсуда в кассационной инстанции.

Но комитет по вопросам правосудия положительно оценил все законодательные нововведения и определил, что представители ВАСУ также никаких нареканий и возражений не высказывали.

Остается в очередной раз позавидовать тем странам, где субъекты власти вообще не имеют права обращения в административный суд против физ/юрлиц, например, в Германии и Франции. Однако в нашей жизни может оказаться, что возможность судебного контроля принесёт как раз очень позитивный результат – жизнь покажет.

Аналитическое издание «ЮРИСТ & ЗАКОН» обратилось в ЮФ «Контакт» за разъяснением по данному вопросу.
Статья была опубликована в №50, 26.07.2013 – 01.08.2013.

Google