Одним из самых неоднозначных органов, с которыми хозяйствующим субъектам приходится иметь дело
Какие виды проверок могу проводить органы государственного архитектурно-строительного контроля
Компания занимается строительством объектов нежилого фонда. Какие виды проверок могу проводить органы государственного архитектурно-строительного контроля на таких объектах? И есть ли законные основания не допустить такие проверки, и какие последствия могут наступить в этом случае?
Согласно ст.41 Закона Украины от 17.02.2011 г. «О регулировании градостроительной деятельности» государственным архитектурно-строительным контролем считается комплекс мероприятий, целью проведения которых является контроль над соблюдением норм действующего законодательства и установленных стандартов в сфере строительства.
Обязанность осуществлять такой контроль возложена на Государственную архитектурно-строительную инспекцию и её территориальные органы, действующую на основе Указа Президента Украины от 08.04.2011 г. «О Положении о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины».
Государственная архитектурно-строительная инспекция выполняет возложенные на неё полномочия на основе Постановления Кабинета Министров Украины № 553 от 23.05.2011 г., согласно которому такой контроль осуществляется путем проведения плановых и не плановых проверок субъектов хозяйственной деятельности.
Проверки проводятся согласно принципу территориальности, то есть в пределах области, сотрудниками инспекции, которые обязательно должны предъявить служебное удостоверение и штамп с номером и наименованием представляемой ими инспекцию.
Плановая проверка всегда проводится согласно рабочему плану инспекции не чаще, чем один раз в шесть месяцев. Проводиться она может не более десяти рабочих дней. В исключительных случаях срок проверки может быть продлен руководителем или заместителем руководителя инспекции не более, чем на пять дней.
Внеплановая проверка проводится в случае наличия хотя бы одного основания из перечня, указанного в п.7 Постановления КМУ №553:
1.если субъект, занимающийся градостроительной деятельностью, самостоятельно обратился с заявлением о необходимости проведения проверки градостроительного объекта и продукции, связанной со строительством, или проверки соблюдения условий лицензии субъектом градостроительства;
2.в случае необходимости проверить достоверность указанных в документации данных о начале выполнения подготовки к строительству, самого строительства, окончания работ и готовности объекта строительства к введению в эксплуатацию, в течение трех месяцев с момента предоставления данной документации;
3.обнаружение незаконного строительства объекта;
4.необходимость проверить соблюдение субъектом градостроительства требований и рекомендаций инспекции.
5.необходимость проверить, устранил ли субъект хозяйственной деятельности нарушения условий лицензии о ведении хозяйственной деятельности, которая связана со строительством архитектурного объекта, относящегося архитектурно-строительным решением к 4 и 5 категории сложности.
6. если в Государственную архитектурно-строительную инспекцию обратились физические или юридические лица с заявлением о нарушении норм градостроительного законодательства субъектом градостроительства.
7. проведение проверки по требованию правоохранительных органов.
Внеплановая проверка не может продолжаться более пяти рабочих дней с возможностью ее продления на два рабочих дня. При её проведении сотрудник инспекции обязан показать свое удостоверение и направление инспекции, уполномочивающее его на проведение такой проверки. Форма такого направления указана в приложении №9 Приказа Министерства регионального развития №240 от 15.05.2012 г. Обратите внимание, что в этом направлении обязательно должны быть указаны такие данные:
- ФИО, должность проверяющего
- точное наименование и адрес объекта проверки
- номер и дата приказа, дающего основания для проверки
-основания для внеплановой проверки
- срок действия направления
-подпись и печать руководителя инспекции.
Если любой из вышеуказанных реквизитов отсутствует, есть все основания для оспаривания законности проведения проверки и законного недопуска проверяющих к объекту.
В случае незаконного недопуска проверяющих к объекту и проведению ими проверки могут наступить такие неблагоприятные для субъекта хозяйственной деятельности последствия:
- Согласно п.2 ч.6 ст.2 Закона Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» штраф в размере 10 минимальных заработных плат – для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей – субъектов градостроительства
- Согласно ч.2 ст.18842 КоАП штраф в размере 300-400 необлагаемых налогом доходов граждан – для физических лиц, ответственных за незаконный недопуск проверки на строительный объект.