Кто должен получать разрешение МЧС арендатор или собственник помещения

19, Март, 2013

В частной собственности у физлица находится офисные помещения (нежилые), которые сдаются в аренду. В арендных договорах в части обязанностей арендатора указано такое условие как: содержание помещения в соответствии с противопожарными нормами. При этом прямые указания на получение разрешения для начала работы органы МЧС не выдали и не опубликовали. В найденном мною Порядке № 150, который должен регулировать выдачу таких разрешений, по данному вопросу однозначной нормы нет, а только сказано, что это получить разрешение может владелец либо арендатор помещения. Однако инспектор МЧС, ссылаясь на то, что документы обязан подавать исключительно владелец помещений, отказывается выдавать арендаторам данное разрешение. В связи с этим, возникают следующие вопросы: имеет ли право в законодательном порядке инспектор требовать предоставление документов именно владельцем, а не арендатором? И если он превышает свои полномочия, то как это ему доказать и на что сослаться? Если позиция инспектора является намеком на взятку, то, как мне ему намекнуть на отсутствие моей инициативы в данном вопросе?»

Первоочередное внимание обращаю на то, что право на обращение в органы государственного пожарного надзора для выдачи разрешения на начало функционирования фирмы и аренду помещений имеет и собственник данных помещений, и их арендатор. Данное право прямо предусмотрено п. 3.2, зафиксированного Инструкцией по организации работы органов госпожнадзора по вопросам выдачи разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, которая является актуальной и утверждена приказом МЧС от 11.05.2006 года № 278, а также п. 3 Порядка выдачи Государственной инспекцией техногенной безопасности разрешения на начало работы предприятий и аренду помещений, который утвержден 14.02.2001 года  постановлением КМУ № 150.

Согласно действующим законодательным актам сторонами договора аренды (по взаимному согласию) может быть определено лицо (арендатор или собственник), в обязанности которого будет заложен контроль и переговоры с органами госпожнадзора, связанные с урегулированием вопроса по выдаче разрешения на начало работы предприятия и взятие в аренду имеющихся помещений. Для этого необходимо вписать данный пункт в договор аренды.

При предоставлении арендатором документов инспектору госпожнадзора и его необоснованном отказе в приеме документов, следует ему напомнить существовании со статьи 19 Конституции Украины (КУ), согласно которой все государственные органы и органы местного самоуправления (ОМС), их должностные лица обязаны действовать исключительно на основании и в пределах возложенных на них полномочий и способом, который предусмотрен КУ и законами Украины. Это трактование статьи свидетельствует о возможности подачи документов арендатором и не является основанием для мотивированного отказа в их приеме и рассмотрении.

Для мотивации госчиновником с целью соблюдения им законодательства, следует его ознакомить с положениями некоторых законодательных актов: законом Украины «О прокуратуре» и Уголовным кодексом Украины. В соответствии с данными актам за соблюдением, а также правильным применением законов государственными органами осуществляется постоянный прокурорский надзор. При этом, следствием нарушения закона может быть назначена уголовная ответственность. Можно также намекнуть, что для госслужащих Уголовным кодексом Украины предусмотрен специальный ряд статей, направленных на исключение злоупотреблений, а также превышения властных полномочий или использования служебного положения для получения выгоды.

Если инспекция идти на компромисс не желает, то потребуйте оформить отказа в письменной форме. В будущем данный документ можно в судебном порядке обжаловать.

Google