Разрешение специально уполномоченного органа на использование соответствующего природного (водного) ресурса

22, Июль, 2013

Какая предусмотрена ответственность ФЛП без оформления соответствующего разрешения за специальное водопользование?

Водный кодекс Украины (ВКУ – далее) предусматривает общее (статья 47) и специальное (статья 48) водопользование.

Общее водопользование осуществляется населением Украины для удовлетворения потребностей — купание, рыболовство, водопой животных, катание на маломерных судах, забор воды без применения технических устройств и сооружений из колодцев – бесплатно, без предоставления разрешений и без закрепления за определёнными гражданами.

Согласно статье 38 ЗУ «Об охране окружающей среды», специальным водопользованием определён порядок распределения природных ресурсов на основании специальных разрешений и за определённую плату во владение, аренду или пользование для ведения хоздеятельности.  Разрешением и основание спецприродопользования является разрешение соответствующего органа исполнительной власти на использование данного конкретного природного ресурса.

Под специальным водопользованием  подразумевается забор воды с применением технических устройств и сооружений из водных объектов с последующим использованием воды и водоотведением стоков в водные объекты. Под это определение подпадает забор воды из артезианских скважин и из водоёмов, в том числе аренда прудов и ставков для рыбного хозяйства. Спецводопользование  осуществляется юр./ физлицами для питьевых, хозяйственно-бытовых, санитарных, оздоровительных, лечебных, промышленных, транспортных, энергетических, сельскохозяйственных и рыбохозяйственных, а также общественных потребностей.

К специальному водопользованию не относятся:

- прокачка/пропуск воды через гидроузлы, кроме гидроэнергетических;

-  устранение вредоносного действия вод – заболачивания, подтопления, засоления;

- перекачка/подача воды водопользователем в маловодные регионы;

- применение подземных вод для добычи полезных ископаемых и водных растений, с изъятием подземной воды из недр земли вместе с указанной добычей;

- строительные, взрывные и дноуглубительные работы;

- монтаж и прокладку трубопроводных и кабельных сетей;

- геологоразведочные и буровые работы;

- иные работы, выполняемые без забора воды и сброса сточных вод.

Специальное водопользование, согласно статьям 44 и 49 ВКУ, может осуществляться исключительно при наличии соответствующего разрешения. При использовании вод объектов общегосударственного значения, соответствующее разрешение выдаётся Государственным управлением охраны природной окружающей среды. При использовании вод объектов местного значения, разрешение выдаётся областным советом народных депутатов по согласованию с Госуправлением охраны среды – статьи 15 и 49 ВКУ.

О выдаче разрешения ходатайствует водопользователь. Если используются поверхностные воды – заявление о выдаче разрешения подаётся в госорганы водного хозяйства. При использовании подземных вод – в госорганы геологии; при использовании водных объектов, имеющих статус лечебных – в минздрав (статья 49 ВКУ).

В «Порядке согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование», утвёрждённом постановлением КМУ за № 321 от 13 марта 2002 года, указаны лимиты забора и водоотведения — сброса загрязняющих веществ (пункт пятый данного Порядка). Разрешения предоставляются бесплатно, но водопользование — платное, согласно статье 49 ВКУ.

Согласно пункту пятому «Порядка согласования и выдачи разрешений на специальное водопользование», утвержденного Постановлением Кабмина № 321 от 13 марта 2002 года, в разрешении на специальное водопользование указываются лимиты забора, использования  и сброса воды с загрязняющими веществами. Спецводопользование — платное (статья 49 ВКУ), а Разрешения выдаются бесплатно.

Спецводопользование с разрешением,  действие которого просрочено, или без разрешения вообще, является нарушением законодательства Украины и предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и/или уголовную ответственность, что определено статьёй 110 ВКУ. Данные деяния классифицируются, как самовольный захват и водопользование водными объектами и влечёт наложение штрафа:

- на граждан – от трёх (51 грн.) до семи (1199 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан;

- на  руководителей-должностных лиц – от пяти (85 грн.)  до восьми (136 грн.) необлагаемых минимумов, согласно  статье 48 КАСУ.

Помимо штрафа, водопользователь обязан ещё возместить ущерб, который рассчитывается согласно «Методике расчёта размера и возмещения убытков, причинённых государству, вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов», утверждённой приказом Минприроды за № 389 от 20 июля 2009 года.

Данная Методика расчёта устанавливает стократную плату за воду, использованную водопользователем без разрешения. Ущерб высчитывается по ставке сбора, установленной за специальное использование воды, умноженной на количество объемов использованной воды и умноженной на сто.

Так, ставка сбора на территории Карпат Западной Украины за специальное использование  подземных вод  без специального разрешения составляет 60,73 грн. за 100 м3. При использовании водопользователем объёма воды 300 м3, ущерб составит 18219,00 грн: 300/100х60,73х100=300х60,73.

Объём самовольно использованной воды при этом определяется на основании первичной документации, лимитов забора и потребления, статотчётности, а также индивидуальных норм водопотребления и водоотвода или справки предприятия, заверенной печатью предприятия и подписью руководителя.

В заключение стоит добавить, что водным законодательством Украины предусмотрено множество обязательств водопользователей при осуществлении специального водопользования. Например, запрет ввода эксплуатационных водных скважин без оборудования их контрольно-измерительными и водорегулирующими приборами; запрет на водозаборные сооружения без рыбозащитных устройств, согласно санитарной охране водозаборов (статья 98 ВКУ).

Google